Элемент вещи есть ее первооснова.

ТРЕТИЙ СЕМИНАР

ПЛАН:

1. Прочитать текст (и соответствующий отрывок из лекций)

2. Ответить на контрольные вопросы

3. Обсудить проблему свободы, отбора и выбора, метафизику жизни

4. Провести мини-контрольную по теме «Платон»

АРИСТОТЕЛЬ

Метафизика. Книга 5. Главы 1, 2, 3,5, 6,7, 8, 13, 14.

1).Значения понятий «начало» и «причина».

2).Значения «сущего» и «сущности».

3).Три значения понятия «необходимое».

4). «Единое» и «общее». Их характеристика.

5). Понятия «количество», «множество», «величина», их характеристики.

6). Два смысла понятия «качество».

Книга пятая

Глава первая

Началом называется то в вещи, откуда начинается движение, например у линии и у пути отсюда одно начало, а с противоположной стороны - другое; то, откуда всякое дело лучше всего может удаться, например: обучение надо иногда начинать не с первого и не с того, что есть Элемент вещи есть ее первооснова. начало в предмете, а оттуда, откуда легче всего научиться; та составная часть вещи, откуда как от первого она возникает, например: у судна - основной брус и у дома - основание, а у живых существ одни полагают, что это сердце, другие - мозг, третьи какая-то другая такого рода часть тела, то, что, не будучи основной частью вещи, есть первое, откуда она возникает, или то, откуда как от первого естественным образом начинается движение и изменение, например: ребенок - от отца и матери, ссора из-за поношения; то, по чьему решению двигается движущееся и изменяется изменяющееся, как, например, начальствующие лица в полисах и власть Элемент вещи есть ее первооснова. правителей, царей и тиранов; началами называются и искусства, причем из них прежде всего искусства руководить; то, откуда как от первого познается предмет, также называется его началом, например основания доказательств. И о причинах говорится в стольких же смыслах, что и о началах, ибо все причины суть начала. Итак, для всех начал обще то, что они суть первое, откуда то или иное есть, или возникает, пли познается; при этом одни начала содержатся в вещи, другие находятся вне ее. Поэтому и природа, и элемент, и замысел (dianoia), и решение, и сущности., и цель суть начала: у многого благое и прекрасное суть начало познания Элемент вещи есть ее первооснова. и движения.

Глава вторая

Причиной называется то содержимое вещи, из чего она возникает; например, медь - причина изваяния и серебро - причина чаши, а также их роды суть причины; форма, или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи, а также роды формы, или первообраза (например, для октавы - отношение двух к одному и число вообще), и составные части определения; то, откуда берет первое свое начало изменение или переход в состояние покоя; например, советчик есть причина, и отец - причина ребенка, и вообще производящее есть причина производимого, и изменяющее - причина изменяющегося; цель, т. е. то. ради чего, например, цель гулянья - здоровье. В самом деле Элемент вещи есть ее первооснова., почему человек гуляет? Чтобы быть здоровым, говорим мы. И, сказав так, мы считаем, что указали причину. Причина - это также то, что находится между толчком к движению и целью, например: причина выздоровления - исхудание, или очищение, или лекарства, или врачебные орудия; все это служит цели, а отличается одно от другого тем, что в одном случае это орудие, в другом - действие.



Все только что указанные причины подпадают под четыре совершенно очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все такого рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода - все они причины этих вещей в значении того, из Элемент вещи есть ее первооснова. чего эти вещи состоят; причем одни из них суть причины как субстрата (например, части), другие - как суть бытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, Врачеватель, советчик и вообще то, что действует, - все это причины в смысле того, откуда начало изменения или покоя. А остальные суть причины в смысле цели и блага для другого, ибо "то, ради чего" должно быть наилучшим и целью для другого, причем нет никакой разницы, идет ли речь о подлинном благе или о кажущемся благе.

Глава третья

Элементом называется первооснова вещи, из которой она слагается и которая по виду не делима на Элемент вещи есть ее первооснова. другие виды, например элементы речи, из которых речь слагается и на которые она делима как на предельные части, в то время как эти элементы уже не делимы на другие звуки речи, отличные от них по виду. Но если они и делятся, то получаются одного с ними вида части (например, часть воды - вода, между тем как части слога не слог). Точно так же те, кто говорит об элементах тел, разумеют под ними предельные части, на которые делимы тела, в то время как сами эти части уже не делимы на другие, отличающиеся от них по виду; и, будет ли одна такая часть или больше Элемент вещи есть ее первооснова., их называют элементами.

Элемент вещи есть ее первооснова.

Глава пятая

Необходимым называется то, без содействия чего невозможно жить (например, дыхание и пища необходимы для животного: ведь существовать без них оно не может);

То, без чего благо не может ни быть, ни возникнуть, а зло нельзя устранить или от него освободиться (например, выпить лекарство необходимо, чтобы выздороветь, и поплыть в Эгину, чтобы получить деньги).

Насилие и принуждение, а таково то, что мешает и препятствует в чем-либо вопреки желанию и собственному решению.

Итак, для одних вещей причина их необходимости - что-то иное, для других никакой такой причины нет, но благодаря Элемент вещи есть ее первооснова. им существует по необходимости иное. Так что необходимое в первичном и собственном смысле - это простое; с ним дело не может обстоять по-разному, а значит, то так, то иначе, - в таком случае дело бы обстояло по-разному. Если поэтому существуют нечто вечное и неподвижное, в нем нет ничего насильственного или противного его естеству.

Глава шестая

Единым, или одним, называется то, что едино привходящим образом, и то, что едино само по себе.

Все, что называется единым благодаря чему-то привходящему, называется так в этом смысле. Что же касается того, что называется единым самим по себе, то нечто из этого Элемент вещи есть ее первооснова. называется так благодаря непрерывности, например: пучок - благодаря связанности, куски дерева - благодаря клок); так же и линия, хотя бы и изогнутая, но непрерывная, называется единой, как и каждая часть тела, например нога и руки.

Далее, как об одном говорится о вещах, определение которых, обозначающее суть их бытия, неделимо, если его сопоставить с другим определением, обозначающим суть бытия вещи (само по себе всякое определение делимо); в этом смысле и то, что выросло или убывает, едино, поскольку его определение едино, точно так же как определение сущности [разных] плоскостей едино.И вообще в наибольшей мере едины те вещи, мысль о сути бытия которых неделима и Элемент вещи есть ее первооснова. не может отделить их ни по времени, ни по месту, ни по определению, а из них - особенно те, что принадлежат к сущностям.

А существо единого - в том, что оно некоторым образом есть начало числа, ибо первая мера - это начало; ведь то, с помощью чего как первого познаем, это первая мера каждого рода; значит, единое - это начало того, что может быть познано относительно каждого [рода]. Но единое - не одно и то же для всех родов: то это четверть тона, то гласный или согласный звук; нечто другое - для тяжести, иное - для движения. Но везде единое неделимо или по количеству, или Элемент вещи есть ее первооснова. по виду.

Далее, однивещи едины по числу, другие - по виду, иные - по роду, а иные - по соотношению (kat' analogian).


documentajpjlnt.html
documentajpjsyb.html
documentajpkaij.html
documentajpkhsr.html
documentajpkpcz.html
Документ Элемент вещи есть ее первооснова.